Наши орлы, дорогой обер-поручик, ухитрялись напоить непьющих андромедян и ухайдокать поленом цереанского дракохруста, которого квантовые излучатели не брали. Наш солдат – он и в соседней Галактике наш солдат, аминь Самый последний берег: Структурные перестановки После многочисленных романов в жанре триллера и детектива, превративших молодого и перспективного писателя-фантаста из далекого Красноярска в звезду первой величины современной российской беллетристики, Александр Бушков, теперь уже мэтр, возвращается к истоками своего творчества – к фантастике. Последние годы все верные читатели писателя видели его лишь только как автора книг о бравом морском дьяволе Кирилле Мазуре, телохранителе Брежнева Даниле Черском, бесшабашной и умной Дарье Шевчук, благородном, с манерами, недоступными жителям современной России, жандарме Алексее Бестужеве и, естественно, Станиславе Свароге – волею судьбы превратившегося из майора ВДВ в одного из небожителей планеты Талар. Новый роман Бушкова, впервые за много лет (не считая, естественно, произведений о Свароге, которые, строго говоря, относятся к фэнтези) возвращает писателя к теме НФ. Само название «Самый последний берег», оказавшееся в руках доктора Терехова рукописью с именем Себастьяна Яна, вызывает аллюзии с трилогией «Нашествие монголов» Василия Яна, а точнее с его последним романом – «К последнему морю». Хотя, в отличие от истории татаро-монгольского нашествия (в которое, как известно, сам Бушков нисколько не верит), речь идет о существовании на Земле тайного представительства Галактического содружества. Итак, мир «Самого последнего берега» не относит нас в эпоху светлого космического будущего или в параллельный мир, имеющий некоторое сходство с нашим. События происходят сейчас, правда, все-таки не здесь. Земля является всего лишь одной из многочисленных планет с низким уровнем развития, и не готова для полноценного членства в Содружестве. Космические корабли отнюдь не бороздят просторы космоса, все проще и изящнее – Звездолеты высматриваете? Космические крейсера, стратопланы, антенны межзвездной связи? Нету ни хрена подобного. Звездолеты – позавчерашний день, детство цивилизации; аппарат межгалактической переброски вы видели сами. Читатель фантастики, привычный к различным переносам главного героя в иные миры в экспозиции произведения будет и разочарован, и удивлен. Разочарован, поскольку герой получает все и сразу (никаких тебе каждодневных учений, изнуряющих тело и укрепляющих дух тренировок). И удивлен, потому что будни галактического спецназа (автор намеренно не употребляет этот термин, предпочитая ему «космические мусорщики/ассенизаторы/дворники» – а как иначе называть такие подразделения в социуме утопичном до такой степени, что преступность и войны отсутствуют вообще, а полиция больше смахивает на отряд подготовленных психологов) совершенно не имеют ничего общего с прочитанным ранее. Бравые спецназовцы все свободное время проводят в пьянках, благо технологии позволяют мгновенно отрезвлять личный состав базы. – А кто это? – И кивнул в сторону живого штабеля. – А хрен их знает, откровенно-то говоря. Второй раз сюда попадаю, а это, между прочим, редко случается, чтобы второй раз на то же самое место – да так как-то и не сподобился узнать. Зачем, собственно? Сто-олько еще будет всяких непонятностей… Может это здешние инсургенты, сепаратисты хреновы, старательно борются за отделение Верхних Болот от Нижних Мхов. Может, мы для здешнего зоопарка экзотических зверюшек отлавливали – местные в болото отчего-то лезть не желают, даже близко не подходят, то ли религиозная традиция такая, то ли для них тут ядовито… А может произошел массовый побег из мест лишения свободы и мы беглецов три дня старательно отлавливали… Как и водится, если на современной Земле существует закрытая организация, то на ее деятельность списываются все тайны и загадки истории. Таким вмешательством в историю человечества стало убийство президента Кеннеди: Сорок лет назад, в шестьдесят третьем, случился один из таких печальных прецедентов. Некий субъект, занимавший более чем важное положение в своей стране, попытался подключить к Структуре свою семейку. Свой клан. Дядей-миллионеров, братцев-карьеристов, друзей семьи и тому подобную публику. Вульгарно выражаясь, пытался использовать Структуру как дойную корову. Но Структура не позволяет таких вещей. И, если предупреждения оказываются бесполезными, может проявить жесткость Впрочем, понимая, что такой сюжетный ход является штампом, Бушков тут же высмеивает и себя, и своих собратьев по перу: Невысокий брюнет встал и раскланялся: – Кац. Абрам Соломонович Кац, старший капитан. – Он помолчал и добавил горделиво: – Жидомасон. – В самом деле? – поинтересовался Кирьянов. – Это уже к тому, что если вы антисемит, – сказал Кац предупредительно. Если да, вам будет приятно подумать, что эти жидомасоны и сюда добрались, а если нет, так нет… Поскольку я тут единственный еврей, ситуация требует организовать жидомасонскую ячейку… вступить не желаете совершенно бесплатно? Нас уже тогда будет двое жидомасонов, и можно будет строить планы захвата Галактики Несмотря на то, что текст романа кажется излишне простецким и написанным в угоду массам, воспринимать его можно на разных уровнях. Внимательный читатель заметит не только явные параллели (как в случае с Борисом Стругацким), но и слегка завуалированные: Эта штука, – он неопределенно повел подбородком куда-то в пространство, – не с бухты-барахты работает, она тебе мозги просвечивает и вытаскивает оттуда твою самую сокровенную мечту… Сечешь? Кого ты особенно хочешь, ту и получишь. У нас тут давненько, еще до меня, служил один поляк, не помню фамилии, короткая какая-то, так он потом на эту тему целый фантастический роман забабахал и на весь мир этим романом прославился… Даже кино было… Все посмотреть не соберусь, заглавие такое простенькое, насчет соли что-то… Справедливости ради стоит сказать, что в «Самом далеком береге» любители авантюрно-приключенческой фантастики найдут полный джентльменский набор: и путешествия во времени, и специфические (Галактическое Содружество – это мир Утопии, не забыли?) побеги в самоволку, и самые настоящие силовые акции, где самым настоящим образом гибнут те, с кем связана и от кого зависит в бою твоя жизнь. И не стоит воспринимать это произведение слишком серьезно – писалось оно, в том числе и на потеху читателей, в конце концов, беллетристика – это чтение для развлечения, а Бушков владеет этим ремеслом мастерски. Именно поэтому не стоит воспринимать эпизод со Стругацким как попытку нанести оскорбление классику отечественной НФ. Писатель в очередной раз пытался донести до читателей нехитрую мысль: жизнь не состоит из штампов, хотя мы просто обречены постоянно опираться на них (любой психолог в два счета объяснит, как и зачем это заложено в природу человека). И тогда сцена финальной попойки, где за одним столом оказались и бывший эсэсовец, и его непримиримый враг, поражающая своей якобы нелогичностью, естественным образом вписывается в канву произведения. Трудно также оказалось не пойматься на ловушку, подстроенную Бушковым в образе особиста «...», на самом деле контролировавшем личный состав, считавший его просто частью интерьера. Именно так и выглядят профессионалы своего дела, уважение к которым особенно хорошо заметно в боевиках писателя. До самого финала я так и не мог понять – чем вызвана именно такая «вложенная» композиция романа, когда основной текст является просто рукописью (или точнее – дневником) пациента доктора из провинциальной психиатрической клиники. Но в финале все стало на свое место. Классический прием («Мастер и Маргарита», «Записки о Шерлоке Холмсе», список можно продолжать бесконечно) использован Бушковым для создания задела на следующие части сериала. Читатель, перевернувший последнюю страницу романа, видит, как минимум, два пути дальнейшего развития сюжета: работа Кирьянова в четвертом управлении (вмешательство в ход истории) либо приход в Структуру самого доктора Терехова. Хотя, зная Бушкова, нельзя исключать и третьего варианта развития сюжетной линии, если продолжение будет написано. А вот это, видимо, во многом зависит от успеха «Самого далеко берега».
|