Старший лейтенант Алексей Карташ, отправленный служить в глухую зону под Шантарском за совращение генеральской внучки, замечает неладное - смертность среди зэков возрастает, по поселку ходят слухи о засекреченном объекте в тайге, где исчезают люди, о таинственном кладбище, куда ночью тайно сваливают трупы. Прочие военные предпочитают не совать нос в эти темные дела, и Карташ один решается приоткрыть завесу тайны над этим гибельным местом. Вот только успеет ли он раскрыть тайну засекреченной `зоны` раньше, чем взбунтуются зэки?.. Почему Карташ вдруг подался в вэвэшники? Иначе как своего рода протестом это не объяснишь. Ах, память героического деда-спецназовца?! Ну так вот пусть он там у себя в деревянном макинтоше заерзает и перевернется от того, что внучек наметился в вертухаи. Ах, род Карташей обязан родине служить?! Ну так и за колючкой тоже родина… ТАЙГА И ЗОНА. И СНОВА ТАЙГА… Само название «Тайга и зона» способно вызвать кислую мину у снобствующей части читателей, что вначале вызвало у меня чувство досады, но при здравом размышлении возникло неизбежное «а почему нет, собственно?» Слово «зона» в последние несколько лет настолько затаскали, что сегодня оно ассоциируется лишь с литературой, романтизирующей жизнь преступного мира. Но ведь был в истории «большой» литературы и «Один день из жизни Ивана Денисовича». О чем он как не о зоне? И почему, собственно, нельзя писать на эту тему или используя соответствующие декорации? Ну, а тайга – вообще отдельный персонаж в произведениях не только Бушкова, но и большинства писателей-сибиряков. Сюжет нового романа, представляющего собой первую часть запланированной трилогии вызовет у читателей со стажем, знакомых с творчеством писателя не первый год, целый ряд ассоциаций. Марш-бросок по тайге неизбежно обречен на сравнение с «Охотой на пиранью». Криминальная тема вызвала у меня ощущения, испытанные мною при чтении «Пираньи против воров» – слишком уж много и там, и тут всплыло жаргонных словечек из обихода (сомневаюсь, что реального, – скорее уж книжного) криминального мира. Не то, чтобы все сплошь и рядом по фене ботают, но даже в чистых детективах («Бешенная» или «Стервятник») воровской лексики было меньше, и читать их было приятнее. Ну а тема подпольного прииска тоже уже фигурировала в сюжетах писателя в замечательном романе «На то и волки...». Итак, главный герой старший лейтенант внутренних войск Алексей Карташов, потомственный офицер, служит в пенитенциарном учреждении, расположенном в глухой тайге в тысячах километров от столицы. Попал он в эти края в результате опалы, после амурных дел с дочкой штабного генерала. И все бы хорошо, но «любовь прошла, завяли помидоры» и юная Джульетта попыталась расстаться с этим лучшим из миров путем приема лошадиной дозы медикаментов. Деятельная душа столичного жителя отринула самый простой путь – залить тоску продуктами местного виноводочного производства и попыталась адаптироваться к новым условиям жизни. Тезис о том, что человек ко всему привыкает, и что устроиться можно везде подтверждается писателем уже не впервые и, как показывает практика, это вполне соответствует действительности. Край, в котором медведь – прокурор располагает к нарушению законов, принятых людьми в галстуках, сидящими в больших и светлых помещениях белокаменной. Пушнина, золото, добытое в небольших количествах самостоятельным трудом местными жителями, легко и непринужденно отправляется в столицу, попутно оставляя некоторое количество зеленых бумажек с «ликами американских президентов» в руках офицера внутренних войск. Но этого Карташу оказывается мало. В самом деле – где ему тратить деньги в этой глуши, когда из всех жизненных радостей и развлечений в таежном поселке Парма, населенном преимущественно бывшими заключенными и их сожительницами, лишь одно питейное заведение. Воспитанный в ритме жизни столицы, он не может успокоиться и ищет настоящего дела. Одно время его мысли занимает проект использования бесплатной рабочей силы зеков, с которым он обращается к начальнику ИТУ – хозяйственного вида полковника, мечтающего, подобно герою гоголевской эпохи, то о новом курятнике, то о коровнике, то о теплице – все, как говорится, не ради себя, а ради работы «Карташу было плевать и на прибыль, и на звания, и на любовь начальства – ему необходима была д е я т е л ь н о с т ь» К счастью (хотя, опять таки – с какой стороны посмотреть), судьба сама подбрасывает лейтенанту направление действия в виде таинственной и окутанной мистическими тайнами Шаманкиной мари. Места, вокруг которого происходят необъяснимые события, связанные с гибелью людей. Расположенная в глухой топи и окруженная колючей проволокой, Шаманкина марь является причиной многих легенд, слухов и суеверий. Что там происходит и пытается выяснить Алексей Карташ. Разгадка приходит через вереницу смертей, когда события принимают совершенно непредсказуемый и невообразимый даже по меркам глухого края характер. Теперь дело, за расследование которого лейтенант взялся скорее из желания развеять скуку и не спиться, превращается в борьбу за выживание. Конечно, приключения в тайге не идут ни в какое сравнение с сагой о выживании Кирилла Мазура, но понервничать и «подушегубствовать», придется не только Карташу, но и его новым друзьям. (Компания вышла я вам скажу, столь разношерстная, что ей не отказался бы командовать и сам Сварог). Несмотря на то, что «Тайга и зона» представляет собой отдельный цикл, его действие проходит недалеко (по сибирским меркам, разумеется) от Шантарска – столицы большинства произведений писателя. Внимательному читателю будет приятно столкнуться с упоминанием улиц этого города, уже фигурировавших в предыдущих романах Бушкова. Не ускользнут от пристального взгляда такого читателя и некоторые персонажи – легендарная Дарья Шевчук (порой кажется, что вся шантарская милиция просто держится на бесшабашном рыжем майоре в юбке) и Фрол – криминальный «папа» города. Возможно, в следующих романах трилогии, когда действие переместится поближе к самому Шантарску, мы еще не раз встретимся со знакомыми лицами. Если подвести краткий итог, то роман в целом вышел проходным. Он не отличается какими-либо ключевыми для творчества писателя моментами, не может претендовать на какое-то особое место в сердцах благодарных читателей Бушкова, но зато вполне способен скрасить досуг и развлечь не слишком требовательного читателя в вынужденном перерыве между ожидаемыми новыми пираньями и книгами о Свароге.
|