Серия Александра Бушкова «Мамонты» — смелый творческий опыт объединения неомистики, детектива, любовного и приключенческого романа. Писатель совершает захватывающее путешествие во времени и открывает скрытые файлы русской истории. Об уникальности этого проекта и загадках России Александр Бушков рассказал редакции www.olmamedia.ru.
Как возникла идея написания подобной серии? Что вас вдохновило на создание?
Я искал такие декорации, каких еще не было, и нашел: бескрайние сибирские просторы, обоз поручика Савельева. Герой один на один со стихией, но и деваться ему некуда. Представляете, какая замечательная почва для творчества образовалась!
Складывается впечатление, что вы в написании произведения используете киношные средства. Вот сейчас, был не простой пересказ сюжета в двух словах, а начало сценария...
Ну, я мог бы работать в кинематографе, но не сложилось. В 80-е годы меня во ВГИК звал Ричард Викторов, режиссер известного фильма «Москва-Кассиопея». Он мне говорил: «Ты киношник, у тебя киношное мышление, тебе только к нам надо».
Александр, какого режиссера вы бы выбрали для экранизации «Мамонтов»?
Мне нравится работы Найта Шьямалана: его замечательные «Шестое чувство», «Таинственный лес», «Неуязвимый». Думаю, у него бы получилась хорошая киноверсия серии.
Почему серия называется «Мамонты»?
А мы расскажем людям, как все было на самом деле тридцать тысяч лет назад (смеется). Мамонт — мощный образ в мифологии народов мира, он такой объемный: это и прародитель мира, это и символ духовной и физической силы. В серии так или иначе будут раскрываться эти смыслы.
Чем отличается этот проект от других подобных серий?
Мне давно хотелось создать такое произведение, в котором бы машина времени работала бы не из нашего времени и не из будущего, как обычно, а из прошлого. Думаю, что это находка, и такого еще не было. Это интересно тем, что у меня, как у автора, появляется возможность нарисовать важные психологические коллизии.
Можно ли говорить о том, что в «Мамонтах» вы предстаете перед читателем в новом качестве?
Скажем так: я нашел новое направление. Не знаю, как его назвать, но это будет, как мне кажется, новое направление.
Россия— загадочная страна и в серии «Мамонты» вы как раз касаетесь ее таинственной, неизведанной стороны. Какова, на Ваш взгляд, самая главная тайна России?
Самая главная тайна России в том, что ее нет. Все народы, все страны на протяжении долгой истории переживали одни и те же этапы. Люди не меняются, поэтому и никакой особенной тайны нет.
В первом романе «Золотой демон» главную героиню искушает этот самый загадочный и коварный демон. А в вашей жизни был опыт общения с нечистью?
Лучше не отождествлять художественное произведение с действительностью, хотя в жизни чего только не бывает!
]]>Александр Бушков
Красноярск.
ноябрь, 2006г
Справка АЛ:
Александр Александрович Бушков родился 5.04.56 года в Минусинске Красноярского края. Высшего образования нет. До начала писательской карьеры работал почтальоном по доставке телеграмм, грузчиком, страховым агентом, рабочим геофизической экспедиции, журналистом, завлитом в Хакасском драмтеатре.
В 1981 году в журнале "Литературная учеба" опубликована первая повесть Бушкова, в 1986 году в красноярском краевом издательстве - первая книга. Сегодня Бушков - один из самых читаемых в России писателей. На сегодняшний день общий тираж его книг превысил 17 млн экземпляров.
Мы говорили по телефону – Бушков отшельник не только глазами москвичей. Он и в родном Красноярске огородился высоким забором и почти не вылезает из пригородного коттеджного поселка.
Я даже волновалась – вдруг пошлет? Саша – человек, мягко выражаясь, непредсказуемый.
А он обрадовался. Но я не обольщаюсь – беседовать с энциклопедистом Бушковым на равных – иллюзия. Просто он блондинок любит.
- Саша, ты нас, журналюг, конечно, не жалуешь…
- Ну, почему же? Поставить на колени и - пистолет в лоб.
- Началось! Саша, давай о литературе. Ты же классик, молодым дарованиям интересно твое мнение. Вот, например, что сегодня на книжном рынке происходит?
- То, что должно происходить – рынок насыщен, есть все для любителей всего и каждый читатель доволен.
- А ты доволен? Знакомишься с новыми авторами?
- Вот когда перечитаю всех звезд XIX века, может быть, возьмусь за современников. Сейчас читаю Диккенса. Осталось 24 тома из 32. На очереди Гюго. А ты хочешь, чтобы я тратил время на фигню.
- Диккенс же нудный…
- Я тебе говорил уже, что для меня Лем – инопланетянин, существо с запредельным разумом. Диккенс – примерно такой же, одного уровня. Я, кстати, пишу историю Англии – от истоков до наших дней. Выведу этих пидорасов на чистую воду, все им припомню.
- Правда, здорово, что ты свободен, в отличие от официальных историков?
- Я вообще всегда был свободен. Как школу бросил, так и стал свободным, даже когда на почте работал, телеграммы разносил. При деньгах, или нет – все равно был свободен.
- Сколько лет уже пишешь?
- Так… Сколько же? - 34 года. Ужас. Надоест - уйду в политику.
- Чем она тебя привлекает?
- Ничем . Но я себе участок застолблю, зря что ли 20 лет на охране российской государственности?
- Банальный вопрос: над чем работаешь?
- Пишу фантастический роман о путешествии во времени. 1883 год. Центр исследования времени. Офицеры центра кочуют в прошлое и будущее.
- Почему 1883 год?
- А вот потом и узнаете.
- Скажи, что такое альтернативная литература?
- Ну есть же старая, верная формула – пиши поперек. Новый стиль, свежий творческий метод. Не то, что было раньше - до тебя. Тогда ты альтернативен и интересен. И работать надо всерьез, каждый день.
- Однажды твой творческий метод полюбили читатели и, соответственно, издатели. А сейчас то, что ты делаешь, можно назвать конъюнктурой?
- Я просто много работаю, оправдываю ожидания. Даю читателю и издателю то, что он хочет. Я работаю быстро, книги распродаются почти мгновенно. Например, двухтомник о Сталине тиражом 40 тыс. экземпляров разлетелся за месяц, книга о Путине вышла, и в первый же день продано 23 тысячи. А ведь раздавались голоса, что я написал о Сталине чуть ли не по приказу из Кремля. Все это ерунда – те, кто пытались работать конъюнктурно, всегда прогорали. Я бы так сказал – нельзя писать только ради денег, и только ради творчества. Я вот задумываю книжку, загораюсь идеей, но при этом уверен, что она найдет своих читателей.
- В Интернете общаешься с читателями?
- Да, есть сайт «На берегах Шантары». Примерно 1,5 тысячи пользователей, из них 100 – постоянных.
- Ну, это поклонники. Туда разве не заходят люди с воплями, что Бушков конъюнктурщик и сволочь?
- Появляются. Если пошло флудят, модератор их банит. А на претензии я часто отвечаю сам - на форуме.
- Женскую прозу признаешь?
- Делить литературу по половой принадлежности автора – глупость. Надо просто хорошо писать. Есть отличные женские тексты, и фантастические тоже. Более того, считаю, что у женщин лучше получается работать в жанре фэнтези, у них больше юмора, легкости.
- Ну, ты всегда был джентльменом, Саша. А вот скажи – куда девались книги о современном человеке? Где он, герой нашего времени?
- Забросили тему, суки, еще в середине 90-х забросили. Сегодня только мы, презренные детективщики, отражаем эту жизнь.
- А издатели тоскуют, хотят современный роман, хотят серьезную прозу, прорыва хотят…
- Ах, эти издатели! Да во все времена, с самого старта книгопечатания издательский бизнес жил за счет попсы. Не веришь? Я специально изучал. XVI век чем прославился - романтикой, рыцарскими романами? Ничего подобного. В те времена массово издавались песенники. Да-да, «Ксюша-юбочка из плюша». Сборники песен – что рыцарских, что крестьянских, причем, препохабнейших. И такие же рассказы: любимый нами Декамерон - только верхняя часть айсберга. Это было нужно рынку. А ты знаешь, что в 70-х весь Мосфильм кормил Гайдай? За счет сборов с его фильмов и Тарковскому кидали деньги.
- Элитарная литература никогда себя не окупала.
- Это интеллигентская ниша. Вот пусть они и читают втроем свои элитарные романы.
- У тебя сейчас, кстати, вполне элитарный образ жизни – загородный коттедж…
- Да, я вложил в него кучу денег и нервов, зато теперь получаю удовольствие – собаки, морские свинки, мыши, сосны шумят, тихо. И не надо никуда выезжать, разве что по необходимости. Я считаю, нам, сибирякам, нечего делать в Москве, Питере. Мы там просто умираем, а мне еще рано – молодая жена, работы полно.
- Береги себя. И пиши. Спасибо.
Блиц
Бушков о творчестве…
Какие могут быть творческие поиски… Работать нужно и зарабатывать деньги. По примеру нашего главного предпринимателя в издательском деле – А.С.Пушкина, который сказал, что писатель должен вышибать из издателя максимальный гонорар и заниматься этим лет двадцать.
Все эти «музы» и «вдохновения» у нас, по-моему, служат символом для бездельников.
… о коллегах…
Люблю Валентина Пикуля за гигантский запас знаний по истории, которые он приобрел с четырьмя классами образования. За то, что его любят и продолжают любить. За то, что у меня есть медаль имени Валентина Пикуля.
… о критиках…
"Большинство критиков - педерасты", это не я, это Плэйбой придумал.
… о любимых книгах…
Если у человека есть одна любимая книга, он или дебил, или Новодворская. Да их 58 штук, только вспоминать замучаешься. Поэтому меня крайне умиляет ваша интеллигенция – вот вы в такой-то книге на 315 странице написали то-то и то-то. Как вы это оцениваете… А я и не помню, что написал на 215 странице год назад.
… о красноярских писателях…
А с писателями у меня в Красноярске не получается общаться - успешных писателей там нет, а неуспешный писатель – человек тяжелый.
… о чужих рукописях…
Вот насчет этого я категорически против. Не дело писателя — рукописи читать. Рукописи должны читать издательство или редакция.
… об алкоголе…
Проработал два месяца, написал книгу, взял ведро и выпил. Все. Пить надо два дня. Один - пить, другой - похмеляться. Я так живу 20 лет.
… об интеллигенции…
За что ее любить? За то, что она у нас наворотила за 150 лет? За всеми смутами и потрясениями в России стоит интеллигенция. Хорошо, хоть сейчас она вымирает. А значит, будем жить.
… об украинцах…
К украинцам я отношусь не просто нормально, а лучше некуда. Вот только под украинцами я для себя понимаю исключительно жителей Западной Украины, то есть древней Галичины. Поскольку именно Галичина, несмотря на то, что несколько сотен лет находилась под неславянским управлением, сохранила во всей полноте и язык, и культуру, и прочие важнейшие вещи, которые только и делают нацию нацией. За что галичанам глубокое уважение и честь.
… о редакторах…
Без лишней скромности скажу, что я уже достиг того уровня, когда в состоянии настоять на своем в любом споре с редактором. Никому не позволю указывать, что мне писать, хотя с радостью выслушаю хороший совет. Помню, один, тогда еще очень важный редактор сгоряча буквально порвал мою рукопись с первым Сварогом. Где сейчас этот редактор?!
… о китайской экспансии…
Надо помнить одно: китаец понимает только силу. Не потому, что он плохой. Таков менталитет нации. Если он знает, что по ту сторону границы стоит вполне дружелюбный человек с винтовочкой, но он спокойно ударит тебя прикладом в лоб, если ты эту границу перейдёшь, то китаец никогда через пограничную черту не полезет. Это не только китайский — это вообще азиатский менталитет. Слабого он не уважает. И от нас требуется сохранять спокойное состояние силы. И когда они будут это видеть и понимать, всё будет прекрасно.
… о фильме «Охота на пиранью»…
Две задачи у меня стояло: это должен быть фильм о спецназе, и ни в коем случае не менять сексуальную ориентацию героев, поскольку им это не свойственно. Еще мне было интересно, как эротическую сцену в кино сделают. Режиссеры говорили: все будет. Если это блокбастер, как без эротики?
…о графоманах…
Обычно ко мне валом прут шизанутые графоманы, чтобы я пристраивал их романы. Так и говорят: «Хоть куда-нибудь. Вам же это так просто!».
(блиц сделан по материалам сайта «На берегах Шантары» shantarsk.ru)
Переехавши в 1972 г. в город Абакан, столицу Хакасской автономной области, закончил среднюю школу, но от дальнейшего образования отказался категорически — как-то не тянуло. Четыре года проработал почтальоном по доставке телеграмм, благо именно такая работа обеспечивала полную свободу передвижения и относительную независимость от любого начальства (тяга к работе, отвечающей именно этим требованиям, сохранилась на всю жизнь).
До двадцати лет ухитрялся откручиваться от вступления в комсомол, но на двадцать первом годочке был все-таки выявлен и зачислен в ряды без всяких промежуточных этапов — то есть с немедленным вручением билета.
Примерно в это же время начал писать фантастику, подчиняясь некоему полумистическому зову. Около трех лет писал, писал и писал, не имея ни малейших контактов с мало-мальски образованной либо интеллигентной средой — что, по глубокому убеждению автора, пошло лишь на пользу. В конце концов, когда пришлось показывать написанное в редакции местной газеты, качество было неплохое. К тому времени успел поработать грузчиком, страховым агентом и рабочим геофизической экспедиции, что дало бесценный жизненный опыт, но в то же время сплошь и рядом приходилось сталкиваться с брезгливо-покровительственным отношением индивидов, имеющих либо диплом вуза, либо галстук, либо и то и другое вместе (см. "Мартин Иден")
Ничего удивительного, что после выхода в 1981 г. первой повести в журнале "Литературная учеба" окрыленный автор столь активно принялся пропивать немалый по тем временам гонорар, что через неделю приземлился в заведении, где его в сжатые сроки избавили от зеленых чертиков, постригли наголо и выставили с наказом больше не попадаться (индивидуальная воспитательная работа проведена н была ввиду неисчислимого множества коллег А.Бушкова по несчастью, которых было столько, что настоящие психи буквально терялись в этом море жизнерадостных сибирских пьянчуг).
Тем временем автор этих строк нежданно-негаданно угодил в струю, помимо своего желания пришедшись ко двору в крайкоме комсомола и выше — сработала как кристально чистая пролетарская биография, так и сама повесть, в коей отчего-то усмотрели пропаганду идеалов коммунизма (видит Бог, без всякого на то основания). Одним словом, кто-то в верхах посчитал политически неправильным то, что молодой автор трудится грузчиком — и новоиспеченный фаворит крайкома комсомола, стриженный под ноль и со все еще гудящей головой, занял кабинетик в газете Хакасского обкома партии. Случалось и такое...
Продержавшись в сем окаянном органе год с небольшим, ушел - в чем повинны как спиртное, так и отвращение к прокоммунистической проституции, коей приходилось заниматься ежедневно. Работал еще в одной редакции, потом — завлитом в Хакасском облдрамтеатре, писал все больше, в том числе и типичную по меркам того времени антисоветчину. Однако весной 1986 года угодил под следствие по обвинению не в политике, а в тунеядстве (следствие бытовой ссоры с мелким холуем крупного босса, имевшего в собутыльниках участкового). К счастью, от суда был спасен благодаря дружески расположенному чину от психиатрии. Сей доктор, изрекши историческую фразу: "Один молодой писатель есть в городе, и того посадить хотят?! Не допущу!", изобразил на бумаге густо насыщенную латынью справку, из которой явствовало, что А.Бушков спокойно может претендовать на победу в конкурсе "Мистер Шизофреник Года", а посему никаким судам не подлежит. В столкновении милиции с карательной психиатрией победа оказалась на стороне последней.
К тому времени в Красноярске готовилась к выходу первая книга. Взвесив все, автор этих строк решил перебраться подальше от солнечной Хакассии, и, поменяв квартиру, прибыл в Красноярск на постоянное жительство, наметив для себя нехитрую жизненную программу: пить не запоями, а редко, пусть и обильно; выучить парочку иностранных языков и выпустить несколько книг. Программа была по всем пунктам выполнена, а по иным и перевыполнена.
По сути, года с 1987-го, вел жизнь профессионального литератора, существуя лишь на гонорары, чему благоприятствовало появление частных издательств (с одним из них, красноярским, сотрудничаю уже восьмой год), Участвовал в работе объединения молодых писателей-фантастов при издательстве "Молодая гвардия" — "Школа Ефремова", получил несколько призов от клубов любителей фантастики, выпустил несколько книг переводов (главным образом с польского, чешского и словацкого), а также семнадцать собственных. Ни к одной партии не примыкал, но симпатизировал скорее тем, кого принято именовать национал-патриотами, на каковых пять лет бескорыстно работал как публицист в местном аналоге газеты "Завтра" — частью из отвращения к либеральной интеллигенции, частью из подчерпнутого у предков-поляков шляхетского гонора, предписывающего никогда не орать вместе с толпой. Однако на президентских выборах, согласно загадочной русской душе, проголосовал за Ельцина и не намерен этого стыдиться. В то же время вручал свою книгу с теплой надписью Г.Зюганову и поддерживал приятельские отношения с лидерами Красноярского союза сионистов. По-моему, здесь нет никакого сюрреализма — одно лишь стремление к полной независимости от какого бы то ни было "идейно-морального" руководства.
Женат. В память о предках — католик, хотя и нерадивый. Владелец подержанных "Жигулей", кавказской овчарки и огромной коллекции изданных в Польше детективов. Строго гетеросексуален, терпеть не могу "контактеров", магов и прочих шарлатанов (однако готов ручаться честным словом, что семнадцать лет назад в глухой сибирской деревушке столкнулся с самым заправдашним домовым). Планы на будущее неизменны и грандиозны — писать пока жив...
]]>Александр Александрович Бушков родился в 1956 году в Минусинске. После окончания средней школы работал почтальоном, страховым агентом, в геологоразведочных экспедициях, в редакциях газет. Один из организаторов клуба любителей фантастики в Абакане. С 1988 года живет в Красноярске. Первая книга фантастических повестей и рассказов «Стоять в огне» вышла в Красноярске в 1986 году. Автор нескольких серий детективных и фантастических романов, издаваемых огромными тиражами, историософской книги «Россия, которой не было», двухтомного «романа-эхо» «Д'Артаньян — гвардеец кардинала».
1956 году среди множества важных и не очень важных событий произошло и такое: в Сибири, в крохотном, хотя по местным меркам и древнем городке Минусинске, у подножия Саянских гор родился будущий писатель Александр Александрович Бушков. Лет через тридцать он заставит заговорить о себе как читающую Россию, так и многих знающих русский язык иностранцев.
Человек из глухой сибирской провинции, не отягощенный высшим образованием, бывший почтальон и бывший грузчик, к 2003 году стал автором 37 книг: детективов, фэнтези, историософской книги «Россия, которой не было». Кроме того, опубликовал много переводов с трех славянских языков, как-то ухитрился оказаться в числе тех, кто пятнадцать лет назад возрождал в стране частные издательства.
Кто-то читает его запоем, кто-то из зависти и высокомерия ненавидит, но никто не может уже отрицать, что мы имеем дело с самым настоящим феноменом.
В числе самых сильных произведений раннего Бушкова — «Провинциальная хроника начала осени» и «Лабиринт», написанные в жанре философской фантастики. Уже в этих произведениях автор построил великолепный детективный сюжет, вращающийся вокруг раскрытия какой-то тайны. В этих же произведениях автор оказался в состоянии удивительным образом предвидеть многие общественные явления.
...Вот на площади древних Афин (повесть «Провинциальная хроника...») должны поставить памятник героям Троянской войны. «Воин упал на одно колено, прижав правую руку с растопыренными пальцами к груди, бессильно уронив другую, чуть наклонив голову... не оставалось никаких сомнений: он поражен смертельно, пройдет миг, и он рухнет... Статуя была совершенством, вызывающем страх и боль... теперь любая мысль о войне становится омерзительной».
Это написано в 1985 году. А в 1989-м шло обсуждение — не поставить ли на поле Сталинградского сражения общего памятника погибшим. Среди прочих проектов был один (германский) примерно того же типа. Бронзовый мальчик в распахнутой — потому непонятно чьей — шинели, с развороченной грудью, поднимал к небу искаженное мукой лицо. И сразу было видно, что сейчас он упадет и умрет. Но проект появился в 1989-м. А повесть написал Бушков в 1985 году, и явно вне связи с еще не существовавшим проектом. Предсказывать события, быть провозвестником — вернейшее свойство таланта.
Новый период в творчестве Бушкова начался в 1996 году, с выходом «Охоты на пиранью». Начиная с этого детектива, Бушков «взорвался» серией детективов и романов в стиле фэнтези. С 1996-го по 2002-й каждый год выходило по несколько его книг, а к 2003 году их общий тираж превысил четыре миллиона экземпляров!
Действие детективов протекает в основном в городе Шантарске. Автор не устает предупреждать, что герои книг и события могут напоминать реальных людей лишь случайно. Но читая описания путешествий Кирилла Мазура, нетрудно сказать, какие реки он пересекает и в какие населенные пункты входит.
Точно так же описания маршрутов по Шантарску в «Стервятнике» и в «Бешеной» вызывают в памяти совершенно конкретные улицы, пригороды и перекрестки.
У красноярцев не возникнет проблемы и с идентификацией многих, весьма многих представителей славных властей предержащих — ведь названы они с изменением буквально двух-трех буковок фамилии.
В общем, нет проблемы идентифицировать и город, и его жителей. Но почему, допустим, не «Эвенкийск»? И не «Усть-Качинск»? Откуда именно Шантарск?
Для особо сведущих в географии напомним — Шантарские острова находятся в Охотском море, сильно к северу от Сахалина. До русских не были населены. Холодный, отвратительный климат. С прошлого века служат символом заброшенности на край света, оторванности от цивилизации и, как бы это помягче... скажем, некоторого дефицита культуры.
«За что же он так Красноярск?! Да и всех нас?!» — возмутится иной ревнитель местного патриотизма. Ну вот в этом весь Бушков: умный, образованный, ехидный, вовсе не собирающийся скрывать своих талантов и познаний. Скорее охотно демонстрирующий «совку», что он «совок», и дураку, — что он дурак.
На Западе «феномен бестселлера» исследуется вдумчиво и с нескольких разных сторон: социальной, психологической, исторической. Увы, у нас такие исследования не проводятся. За отсутствием места придется отметить только то, что Александр Бушков чрезвычайно талантлив. «Просто» он пишет увлекательнее других, интереснее вскрывая более значительные тайны. Настолько, что читатель чаще покупает именно его книгу.
Произведения Бушкова беспощадны, просты и удивительно «прозрачны». Он не тешит самомнений, не подпитывает мифологических представлений, не утешает, не вытирает носов, не пускается в глубокомысленные намеки о содержимом выеденного яйца. Он обнажает жизнь даже не до кожи — до скелета, показывая, как и что функционирует. Он показывает читателю мир жесткий и жестокий. Мир, который только предстоит «приручить». Но, судя по успеху книг, это и ценится читателем.
Культ силы хорошо прослеживается по всем произведениям Бушкова, он демонстрируется Бушковым откровенно и чуть ли не нахально, а ведь это нравится не всем, как и упорные попытки протащить восторженные оценки Сталина, Берии и их опричников.
Хотя тут трудно сказать, что сильнее: сам культ силы, культ имперского насилия или желание эпатировать почтеннейшую публику. Пугать окружающих, пытаясь представить себя мрачным чудовищем, свирепым уголовным типом Александр Александрович обожает — и в своих книгах, и в частной жизни. По всей стране прогремела история, когда он пугал соседку, тыкая в нее стволом пистолета, — соседка поссорилась с его женой. Участие в бабьей ссоре, да еще с оружием в руках, — увы, тоже типично для Бушкова.
С каким восторгом, почти что мистическим упоением его герои чистят и разбирают револьверы, с каким обожанием берут их в руки... С какой пионерской готовностью взрослые дяденьки готовы бросаться в некие, как говаривал Буратино, «уж-жасные приключения» и «невер-роятные происшествия». Этот инфантилизм Бушков изволит выдавать за некую имманентную черту типично мужского сознания и поведения... Но простите, это уже его фантазмы. У большинства мальчиков это проходит годам примерно к 12, вот у Александра Александровича почему-то несколько задержалось.
С этой страстью к военщине и подростковым культом силы сосуществует тщательно культивируемое отвращение к науке и к ученым. Есть в этом и протест против того, что «с природой уж мы делали, делали». И насмешливая неприязнь к тем, кто в молодости гордо задирал пятачок, тужась представиться чем-то вроде современного Эйнштейна, а в зрелые годы стал... ну да, тем самым доцентом. Ну очень рядовым доцентом.
Но в том-то и дело, что у Бушкова все смешано. Ирония по поводу несостоявшихся гениев, гнев и отвращение к «великим экспериментаторам» плавно переходит у него в люмпенские эскапады в духе запойного слесаря — по поводу «патологической склонности к науке».
Или вот «перл» на грани гадости: «Красота вокруг имела место такая, что у любого бездельника вроде Кусто от эстетического умиления спирало бы в зобу дыханье. Увы, в отличие от «туриста» Кусто, они были на работе. На серьезной работе».
Очевидно, что цель такого рода текстов — не информировать читателя, а спровоцировать его на возмущение, даже агрессию.
Классический положительный герой Бушкова — это пехотный майор или капитан — сказочно инфантильный субъект, и в тридцать, и даже в сорок лет живущий не головой, а маханием ногами и руками. Объяснения, что вот они-то сейчас придут и наведут порядок, выглядят даже не как глупость, а как симптом комплекса неполноценности. Любимые герои Бушкова (как лорд Сварог), не умеющие «внятно выразить» мучающие их утробные сомнения, будучи противопоставлены «гадам-ученым», выглядят особенно убого.
Ситуация становится особенно забавной, учитывая и род занятий самого Александра Александровича, и его незаурядную ученость и эрудицию. Простите, а сам-то он кто? Разве не писатель, самостоятельно открывший для себя самые последние концепции науки и философии, свободно читающий на нескольких европейских языках? И — страшно подумать — неужели интеллигент?! А.А. Бушков в роли унтер-офицер- ской вдовы — право, замечательное зрелище...
В последние годы Бушков исчез из присутственных мест, из редакций газет: необходимости в поденщине уже нет, а работы непомерно много. Возник и некий кризис жанра... В середине 1990-х годов мордовороты и «бешеные» были в моде. «Чернуха» и криминал шли «на ура», читатель хотел героев дебиловатых и диковатых. Теперь читатель хочет и чтива посложнее, и героев покультурнее да поумнее.
В 2002 году вышел «роман-эхо» Бушкова «Д'Артаньян — гвардеец кардинала», состоящий из двух книг: «Провинциал, о котором заговорил Париж» и «Тень над короной Франции». Бушков не первый и наверняка не последний, кто взялся переписывать бессмертный роман Дюма. Но, в отличие от Александра Дюма, у Александра Бушкова — «правильный вариант» исторических событий. И кардинал Ришелье, по его версии, — один из величайших людей в истории Франции, а Д'Артаньян служит ему верой и правдой.
Литературная критика восприняла роман благосклонно: «хорошая, крепкая проза», «отличное легкое чтиво», «хороший триллер, плохих Бушков не пишет». Но коммерческий успех «романа-эхо» оказался не того масштаба, на который рассчитывали автор и издатели, — тиражировано «всего» 300 тысяч экземпляров вместо предполагавшегося миллиона. Последние фэнтези Бушкова также не стали столь успешными, как первые...
Бушков реагирует в своем духе: заявил, что уходит из книжного бизнеса. Те, кого он задел, или те, кто завидуют ему, реагируют в своем: кричат, что Бушков «исписался» и что «с ним покончено».
Но не стоит принимать всерьез ни слова Бушкова, ни крики тех, кто торопится его похоронить. Не только потому, что Бушкова продолжают издавать и переиздавать. Бушков молчит... Но нет сомнений в том, что он скажет свое новое слово, и совершенно не очевидно, что свои самые значительные книги он уже написал.
Бушков умнее и тоньше, чем думают очень многие. Достаточно посмотреть на его заваленный книгами кабинет — под стать профессорскому. Он очень образованный человек, и он еще многое может.
Жаль только, что своими комплексами и выходками Бушков создал сам себе столь двойственную репутацию. Человек он не только очень образованный, но и очень добрый, отзывчивый и ранимый. В доме у него несколько лет жила морская свинка, спасенная им от крыс. Показывать окружающим такую страшную морду, чтобы все сами шарахались, — тоже способ защищаться от безобразия окружающей жизни, от внимания людей недобрых и неумных.
Но ведь без интеллигентности, ума и доброты не написать многого из того, что пишет Александр Александрович. И уж тем более не подобрать такие замечательные стихи для использования в тексте. Позиция мудрости и доброты хорошо видна и в первых фэнтези Бушкова; имеющий глаза да увидит.
В будущее Бушкова верится. Но независимо от него Александр Бушков уже стал самобытным, ярким явлением на культурном горизонте... гм... гм... Шантарска. И не только Шантарска — России.
Андрей Буровский
]]>Послушать народ да почитать критику – это один из способов составить о человеке приблизительное мнение. Например, про одного их самых читаемых российских беллетристов я узнал следующее:
Александр Александрович Бушков родился в городе Минусинске 5 апреля 1956 года. Имеет прибалтийские корни (сам называет этот народ «литвины», настаивая на их несоотносимости с литовским этносом). Учёба в школе ему давалась трудно, он признавался, что был двоечником и хулиганом. Несмотря на то, что высшего образования не получил, является человеком энциклопедических знаний, регулярно занимаясь самообразованием и читая большое количество книг. До начала писательской карьеры сменил много профессий: работал почтальоном по доставке телеграмм, грузчиком, страховым агентом, рабочим геофизической экспедиции, сотрудником газеты Хакасского обкома партии и даже завлитом в Хакасском драмтеатре.
Писать начал в конце 1970-х, но литературный дебют (повесть «Варяги без приглашения») вышел в журнале «Литературная учеба» в 1981 году. А в 1986 году в красноярском издательстве отпечатали его первую книгу. Стал известен 1980-90-х годах как публицист крайне правого толка (?). Во второй половине 1990-х опубликовал несколько триллеров, которые стали бестселлерами и сделали Бушкова одним из самых популярных литераторов России.
Настоящая известность пришла после выхода дилогии про Станислава Сварога «Рыцарь из ниоткуда» и «Летающие острова». Новый виток популярности принесли автору детективные произведения: цикл «Пиранья» и другие.
До трагической гибели главы Красноярского края Александра Лебедя он совмещал писательскую деятельность с работой в качестве советника губернатора. На сегодняшний день общий тираж книг Александра Бушкова превысил 17 млн экземпляров. Его называют «российским Конан Дойлем», «королем русского детективного боевика» и «объективным фантастом», а вообще произведения причисляют к современным авантюрно-приключенческим романам.
В начале XXI века красноярский писатель выпустил серию публицистических книг по истории и современности России, которые сегодня критикуются профессиональными историками за приверженность автора к историко-хронологическим теориям А.Т. Фоменко. При любом удобном случае Бушков нещадно критикует «интеллигенцию», считая именно ее виноватой во всех бедах России на протяжении XIX-XX веков. Крайне отрицательно относится к деятельности Петра I, называя его самым деструктивным правителем России, наряду с Николаем II. Зато симпатизирует В.В. Путину.
На вопрос: «Пьёте ли вы»?, отвечает, что месяц работает на износ, а затем выпивает ведро водки, сутки приходит в себя и продолжает писать дальше. Не читает современную литературу. По его мнению, если автор действительно талантливый, то когда сам Бушков закончит литературную деятельность, произведения этого автора будут известны, и он успеет их прочесть.
При всех своих огромных тиражах, скромно живет отшельником в какой-то деревне под Красноярском. Там имеется только один телефон, да и тот в сельсовете. Ходит в армейских ботинках и тельняшке с именным пистолетом. Его личная библиотека настолько многочисленна, что Бушкову даже пришлось строить второй этаж. Среди домашних животных есть морские свинки и собака.
Вот такой он «странный» писатель, совершенно не российский (советский) труженик литературной нивы. Эдакий западный разнузданный эпатажник-писака, шокирующий всех своими безумными выходками и книгами. Такое своеобразное попурри из Дали, Микки Спиллейна и Стивена Кинга на Красноярской земле.
Вот с таким мнением я оправлялся на встречу с этим автором. Кстати, на нее Бушков приехал на джипе и в цивильной одежде (полгорода так ходят). Знать бы еще, в каком кармане у него «наган»…
ЛИТЕРАТУРНЫЕ СТРАСТИ
Уж на что казахи, вроде, близкая нация к китайской. Но и они быстренько перенесли столицу из Алма-Аты в Астану. Потому что в Китае рядом с бывшей столицей был развернут Ляошуньский военный округ. А там только пехоты столько, сколько всего мужского населения в Казахстане. И это не считая спецвойск. Казахи решили не рисковать. Есть китайская поговорка, которую они мне сами рассказали: «У вас русских узда шёлковая, а у нас – железная».
Еще я симпатизирую ряду офицеров Южной армии времен Гражданской войны в США (1861-1865 гг.). Из русских – Пётру III и Павлу I.
Но вообще об этом романе получил много отзывов, часто полярных. От «спасибо, что, наконец, сказали правду», до охапки писем с фразами: «вы все это выдумали, а везде написано совершенно не так». Наша интеллигенция нередко просто рассуждает, что если о чем-то мало известно, значит это все выдумано.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТЬ ИЛИ ПРАВДОЛЮБИЕ
Кстати, тут случай был в Москве, одна журналисточка с ошалелыми глазами спрашивает: «Вы писали о спецназе ФСБ. Срочно дайте мне человек пять фамилий, адреса, телефоны. Я интервью сделаю». Или вот в Красноярске тоже один журналист: «Вы наверняка знаете много секретов. Расскажите, а я потом репортаж «бахну»!».
И хоть бы «желтая» пресса только так делала. Приходит недавно на пресс-конференцию одна тетка из известной газеты, все время просидела, не задала ни одного вопроса. А я там рассказывал, что когда первая жена умерла, снова женился. Русским языком. Потом читаю в этой газете: «Бушков срочно развелся со старой женой и женился на молодой». А еще я тогда рассказывал, что подумываю о детях, и вот даже Александр Абдулов в 52 стал молодым папой. Читаю: «Как сказал лучший друг Бушкова Абдулов – «никогда не поздно».
СИЛЬНЫЕ МИРА
Видел я как-то в Москве «Марш несогласных»: полтора инвалида, трое зевак, 85 омоновцев. И Новодворская с плакатом. Это ж надо, выйти на Лубянку в день десантника! Человек 20 пьяных ей потом долго втолковывали, что они о ней думают. Ну, а День города… Жалко, что проходит раз в год. Вот, если бы у нас хотя бы ежемесячно вывозили по 16 КамАЗов с мусором…
Впрочем, я поддерживаю отношения с польскими и белорусскими корнями. Причем, так получилось, что у них я – «старший в фамилии». Для них это многое значит.
Ну вот, вроде и поговорили. Жалко, что у человека больше не было времени. Я бы еще пару часов с удовольствием побеседовал. Одно удручает – так и не увидел пистолета. Ладно, как-нибудь в следующий раз…
Беседовал Сергей ШЕРЕМЕТОВ
]]>Автор - Алексей Нагаев http://www.nagaev-foto.ru/
]]>